02.03.2016 admin

Влияние монтажных склеек на повествование: основные принципы

Влияние монтажных склеек на повествование: основные принципы

Портал Premium Beat объяснил, каким образом на восприятие зрителей влияют четыре распространенных вида монтажных склеек: затемнение, переход в белый цвет, наплыв и вытеснение.

1. Затемнение

Значение: завершение

Самый радикальный вид перехода в списке. Затемнение — это, фактически, уход в черное. В кино он символизирует завершение, то есть конец повествовательной мысли. Практически это означает окончание драматической сцены.

Затемнение помогает перенести эмоции в следующую сцену или в финальные титры. Уход в черное показывает ход времени: зритель запутается, если после затемнения начинется сцена, не разнесенная хронологически с предыдущей. Затемнения подразумевают действие в зависимости от того, что стоит до перехода. Если вы применяете затемнение, это будет подразумевать переход эмоций в следующий эпизод, даже если там они неочевидны. В примере выше мы видим счастливую пару. Затем — девушку, смотрящую с балкона своей квартиры. Мы ничего не знаем об этой истории, но чувствуем, что здесь подразумевается счастье, которое она испытала в предыдущей сцене.

2. Уход в белое

Значение: неопределенность/восхождение

Уход в белое — противоположность затемнению. Переход через белый цвет говорит, что путешествие героя еще не подошло к концу. Несмотря на визуальную информацию, которая указывает на завершение действия, еще остается что-то недосказанное. Именно поэтому фильмы с неопределенной концовкой часто заканчиваются именно так.

Уход в белое дает зрителям ощущение надежды. Может быть, герой изменился в конце? Может быть, она на самом деле не умерла? Уход в белое говорит, что, несмотря на мрачный конец, что-то хорошее все-таки было достигнуто.

К примеру в «Черном лебеде» этот прием — символ надежды и счастья. После превращения, которого так боялась Нина, она попала в райский мир, о котором мечтала раньше. Персонаж, несмотря на все, что ее окружает, достиг результата, к которому стремился. В каком-то смысле уход в белое противоречит ее окружению.

В видеоподборке Джейкоба Суинни мы видим несколько известных примеров ухода в белое. В описании к ролику автор указывает: «Подобный переход обычно используют для выражения дезориентации и эйфории, а также других схожих с ними ощущений».

3. Перекрестный наплыв

Значение: связанные повествования

В последнее время наплывы используют все реже. Хотя их много в классическом кино, современные режиссеры и монтажеры применяют их гораздо меньше. Перекрестный наплыв показывает перетекание одной сцены в другую: это может быть течение времени или просто переход из экстерьера в интерьер. Наплывы символизируют пересекающиеся идеи двух сцен.

От длительности рассеивания напрямую зависит подразумеваемая разница между двумя кадрами. Быстрый наплыв может символизировать несколько минут, а долгий — несколько лет. Очень редко в фильмах быстрые наплывы подразумевают большие промежутки времени.

В примере выше зрителю дают понять, что здание во втором кадре — то же самое, которое проектируют в первом. Простая склейка бы не привела к такому выводу.

Пример из «Гражданина Кейна» подчеркивает символическую разницу между двумя сценами.

4. Вытеснение

Значение: продолженное действие

В отличие от остальных переходов в списке, которые подразумевают течение времени, вытеснение символизирует продолженное действие, которое осталось без разрешения. Вытеснение хорошо смотрится в фильмах с большим количеством экшна и движения, поэтому его применяли, например, в «Звездных войнах». Прекрасный пример из современного кинематографа — Эдгар Райт, который использует физические объекты, чтобы «вытеснять» кадры и контролировать динамику картин.

Чаще всего вытеснение можно увидеть в фильмах с несколькими сюжетными линиями, разворачивающимися в разных локациях. Вытеснение подразумевает напряжение между кадрами, может противопоставлять добро и зло. Обычно действия сцене до вытеснения влияют на последующую. В зависимости от ситуации вытеснение может служить клиффхэнгером, сообщая зрителям, что они еще вернутся к этим событиям, как только параллельная сюжетная линия продвинется дальше.

Источник: Cinemotionlab.com

Tagged: ,